Главная » Статьи » Обо всём

Все О Городе Уральск
все о городе уральск

Рыбалка в городе Уральск ( Казахстан ) и его окресностях.

Все о рыбалке в городе Уральск. Расскажите об особенностях рыбалки в вашем городе и его окресностях, о видах рыбы обитающей в водоемах города Уральск, о размерах рыбы и ее количестве, о любимых местах рыбной ловли и лучшей вашей рыбалке, о рыболовных клубах или соревнованиях на водоемах вблизи города Уральск, о предпочтительных методах ловли рыбы в вашей местности, ваших любимых снастях и обо всем, что связано с рыбой и рыбалкой в городе Уральск. Отчёты о рыбалке в городе Уральск.

Гостевая книга)))

Уральск (Орал) — город в западном Казахстане, на реке Урал.

Уральск является административным центром Западно-Казахстанской области, занимает северную часть прикаспийской неизменности. Общая занимаемая площадь включая пригород около 700 квадратных километров. Основан в 1594, статус города обрел в 1613 г. как казачье укрепление Яицкий городок.

Численность населения — 210, 6 тыс. человек из представителей 86 национальностей, в том числе 34 % русских, 54 % казахов. Общая площадь зеленых насаждений города составляет 6000 гектаров. Жилищный фонд — 4 млн. м2.

Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана — река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом — поселком Деркул. Самая высокая возвышенность — Свистун-гора, расположенная между пригородными поселками Зачаганск и Круглозёрное.

Яицкий городок был одним из центров восстания во время Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг. В 1775 переименован в Уральск и включен в состав Астраханской губернии. С 1868 центр Уральской области.

Сегодняшний усилиями многих уральцев Уральск превратился в один из промышленных и культурных центров Республики Казахстан. За последние годы укрепился его экономический потенциал, возросла его доля в производстве промышленной продукции, осуществляются меры по экономическому реформированию, создаются новые отрасли хозяйства, расширяются производственные мощности. Сегодня в Уральске проживает более трети населения Западно-Казахстанской области. Этим и определяются усилия городских властей по обеспечению всех сторон жизнедеятельности механизма, как единого комплекса с развитой системой жилых массивов, транспортных магистралей, инженерных коммуникаций.

Уникален и неповторим облик Уральска. И прежде всего своими историческими памятниками: домиком Е. Пугачева, зданием, где ныне находится резиденция акима области, Старым собором, домом наказного атамана. Современным его делают новые микрорайоны и высотные жилые дома, здания аэро- и железнодорожного вокзалов, памятники М. Маметовой, и В.И. Чапаеву. Немало делается сегодня в Уральске для сбережения славной истории старейшего города Казахстана.

Информация о городе

Население - 218 158 человек ( г.)

Географическое положение

Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана — река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом — посёлком Деркул. Самая высокая возвышенность — Свистун-гора, расположенная между пригородными посёлками Зачаганск и Круглоозёрное.

Климат

Климат в городе резко-континентальный — континентальный, сухое жаркое лето и снежная холодная зима.

История

История существования города Уральска насчитывает уже почти 400 лет и представляет собой удивительную и своеобразную летопись разнообразных по размаху свершений многих поколений жителей этого интереснейшего города. Несколько тысячелетий назад на месте современного Уральска располагались стоянки и городища кочевых племен: скифов, готов, аваров, печенегов и половцев. Но своими корнями история Уральска на самом деле уходит еще глубже - в эпоху неолита, что доказывают археологические находки крепостных орудий и керамики. Первые укрепленные городища в долине реки Урал воздвигли сармато-аланские и огузо-печенежские племена.

В XIV-XV веках в период формирования государства Российского и бурного роста феодальных отношений здесь начали создавать свои первые поселения беглые крестьяне и вольный казачий народ. Так, в 1584 году было основано поселение у берегов реки Яик. Позднее в 1613 году оно получает статус города. Появляется Яицкий городок. В 1591 году яицкие казаки приняли российское подданство, однако, до Петра I имели полную автономию. В 1773 - 1775 годах тогда еще Яицкий городок стал оплотом народного движения под предводительством Емельяна Пугачева, которое к несчастью народовольцев завершилось победой царизма, а после подавления восстания благодаря деятельности государыни Екатерины II, город превратился в Уральск. Но казаки не такой народ, который будет молчать, в ситуациях, когда ему что-то неугодно. Казацкие восстания происходили здесь еще в 1804,1825, 1837 и 1874 годах. Но все они жестоко подавлялись правительством.

Весомую роль в экономической жизни города играла торговля и купечество. Помимо казаков в городе проживало большое количество татар, которые сформировали Татарскую слободу. Здесь они занимались, в основном, торговлей, но кроме этого также несли воинскую повинность в царской армии. Многие из татар были офицерами.

В 1846 году Уральск причислили к разряду крупных городов, он стал большим торговым центром. До начала 20 века город Уральск являлся административным центром Уральской области, столицей Уральского казачьего войска, частью Оренбургской губернии.

Октябрьская революция 1917 года привела к установлению в регионе большевистской власти. В августе 1920 года была образована Казахская автономная республика, у истоков которой стояли М. Мурзагалиев, С. Мендешев, О. Исаев. 10 марта 1932 года в составе Казахстана формируется Западно-Казахстанская область, центром которой становится Уральск.

В годы Великой Отечественной войны Уральск становится ближним тылом Сталинградского фронта.

В город из центра было эвакуировано 14 промышленных, работавших на оборону, предприятий, 20 военных госпиталей;формировались воинские соединения. 39 бравых приуральцев стали Героями советского Союза.

В октябре 1833 года в Уральске некоторое время жил А.С. Пушкин, собиравший материалы по истории Пугачевского восстания. Пребывание русского поэта в Уральске продлилось всего двое с половиной суток - с 21 по 23 сентября. За это время поэт побывал гостем командования Уральского казачьего войска. Его принимал войсковой атаман В.О. Покатилов (до сих пор в Уральске стоит атаманский дом, в котором он останавливался). В городе поэт познакомился с ветераном суворовских походов полковником Ф.Г. Бизяновым (упомянут в дорожной записной книжке поэта) и другими старшими казачьими офицерами. Яркие впечатления и собранный Пушкиным исторический материал вылились позднее в строчки романа Капитанская дочка и хроникальные повествования История Пугачева и Замечания о бунте , в записи старинных казачьих преданий и песен.

В городе также побывали В.И. Даль, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, М.А. Шолохов, провел детские годы И.А. Крылов. Приуралье стало домом для таких великих композиторов, как Курмангазы, Даулеткерея, Мухита, Дины, выдающихся артистов Хадиши Букеевой, Розы Джамановой, Гпарифуллы Курмангалиева, поэтов и писателей Хамзы Есенжанова, Таира Жарокова, Кадыра Мырзалиева, Сагингали Сеитова, Жубана Молдагалиева, первой женщины Востока, удостоенной звания Героя - Маншук Маметовой.

Инфраструктура

Впервые линия железной дороги была подведена к Уральску в 1894 году, это была Рязано-Уральская железная дорога. Вокзал, с башенками в стиле среднеазиатских минаретов, поначалу располагался довольно далеко от города. Долгое время Уральск оставался конечной станцией дороги, соединявшей город с центром России, затем в 1936 году была построена линия до Илецка, установившая прямое сообщение с остальным Казахстаном и Сибирью.

В советский период город вырос, ныне вокзал находится практически в центральной его части. В связи с увеличением количества пассажиров в 1970-е потребовалось строительство нового вокзала, старый памятник архитектуры XIX века, был при этом снесён.

В настоящее время существует регулярное пассажирское сообщение по железной дороге со старой и новой столицами Казахстана — городами Алма-Ата и Астана, столицами России — Москвой, Украины — Киевом.

Аэропорт Уральск после реконструкции 1990-х годов получил статус аэропорта международного значения, расположен в 16 километрах от города, недалеко от пригородного посёлка Подстёпный.

Способен принимать воздушные суда типа: Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-42, Боинг-737, Боинг-757. Кроме внутриреспубликанских рейсов, аэропорт Ак Жол регулярно принимает и отправляет рейсы в Москву.

Общественный транспорт представлен автобусными маршрутами.

Широкое распространение в городе получили официальные службы такси (существенно подвинув нерегулируемый частный извоз), в настоящее время насчитывается не менее 10 конкурирующих между собой таксомоторных компаний.

Экономика

За последние годы экономический потенциал Уральска укрепился, возросла доля производства промышленной продукции. В настоящее время осуществляются меры по экономическому реформированию, создаются новые отрасли хозяйства, расширяются производственные мощности. В развитии промышленности города большое значение имеет Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное в 150 км от Уральска. Промышленность Уральска представляют такие отрасли, как энергетика, машиностроение, пищевая, мукомольно-крупяная, легкая промышленности, строительно- материальная промышленность.

Уральск

Современный Уральск - небольшой даже по казахстанским меркам (230 тысяч жителей) и самый дальний от обеих столиц областной центр. По сути, это такой казахстанский Кёнигсберг - основанный русскими казаками в 1584 году, по своему историческому облику Уральск даже более русский , чем Оренбург или Астрахань. К Москве он ближе, чем к Астане, и к тому же Уральск - это полуанклав, ведь железная дорога сюда ведет только через Россию. Уральск - город с великой историей, и к Казахстану его история относится крайне опосредованно, зато для истории России является неотъемлемой частью.

А еще здесь находится старейшая в Казахстане церковь (Михаило-Архангельский собор 1750 года постройки) и старейший в Казахстане театр;здесь едва ли не богатейшая в стране историческая застройка, прекрасно сохранившийся центр большого уездного города. Здесь много красивого и уникального, Уральск - один из самых интересных городов своей страны.

Рассказ об этом городе будет состоять из трех частей: о проспекте Достык - главной улице города;о районе Курени - бывшем Яицком городке;о мусульманских кварталах и мечетях.

Начнем с вокзала. Надпись Орал вокзалы - редкий пример одноязычной надписи, и название Орал - не более чем транскрипция русского Уральск. Изнутри вокзал почти не отличается от средненьких российских вокзалов, разве что надписи двуязычные.

В прошлом сюда вела знаменитая Рязано-Уральская железная дорога, и первый вокзал относился к концу 19 века. Нынешнее здание - постройки 1970-х годов. Напротив вокзала - похожий на лихого казахского хана комдив Чапаев: он погиб недалеко отсюда, у городка Лбищенск, ныне носящего его имя.

Вокзал находится за пределами центра, и чтобы пройти в центр, надо обойти памятник Чапаеву справа и двигаться по улице Жукова. Здесь находятся весьма унылые хрущевские районы, редкие многоэтажки, какие-то учреждения. Я шел здесь в предрассветных сумерках, наблюдая постепенное пробуждение города. Уральск выглядел очень обыденным, нерусского в нем было едва ли больше, чем в райцентрах Башкирии, и только канавы-арыки вдоль улиц напоминали - я в Азии.

И пока смотреть не на что, позволю себе лирическое вступление:

В целом Уральск сразу произвел впечатление уютного, спокойного и очень зеленого города. С улицы Жукова я вышел на проспект Достык, или Проспект Дружбы - бывшую улицу Ленина. Этим Казахстан сразил меня наповал: переименовать улицу Ленина в честь ДРУЖБЫ, а не Независимости - это явно что-то исключительное в бывшем Союзе! И я увидел в этом признак зрелости : ведь понятие Дружбы включает в себя и понятие независимости по умолчанию.

Административное здание недалеко от пересечения проспекта Достык с Евразийским проспектом. Это название - Проспект Евразия, в Казахстане чрезвычайно распространено. Ведь евразийство - это основа идеологии Казахстана, едва ли не единственной страны бывшего СССР (включая Россию), которая сумела найти свою Национальную Идею.

Как оказалось позже, на подобные сюрпризы Казахстан очень богат. Особенно меня поразило реальное двуязычие: 99% надписей, которые мне попадались - продублированы, все встречные владели русским языком (в том числе молодые), попадались как русскоязычные казахи, так и казахоязычные русские, а многие песни местной попсы поются на двух языках - скажем, куплеты по-казахски, а припев - по-русски. И это здесь - НОРМАЛЬНО.

Пример двуязычая - вывеска Алтын/Золотой Гасыр/Век :

Конечно, все это не отменяет почтения к борцам за независимость - в этих краях таковыми считаются ханы Букеевской Орды, такие как соратник Пугачева Сарым Датов, известный как Сарым-Батыр:

А между тем, мы подошли к границам старого города, который Проспект Дружбы пересекает от края до края. Главная улица ведет почти строго с севера на юг, к стрелке Урала и Чагана, нумерация домов на нем доходит до 220 и по ходу нашего движения идет на убыль. Уездный центр между Евразийским и Пугачевским проспектами - примерно от 180-х по 130-е дома, а далее начинается частный сектор района Курени, и половина зданий концентрируется на небольшой части проспекта.

Недалеко от памятника Сарым-Батыру находится храм Христа Спасителя, более известный как Золотая церковь - построена она была в 1891 году как памятник 300-летию присоединения яицких казаков к России:

Обратите внимание: фундамент церкви расчитан на гораздо более крупное здание - это результат сокращения сметы в процессе строительства. Эта церковь отмечает приблизительную историческую границу Уральска - далее на проспекте появляются первые уездные домики, и еще через 15 минут достигаешь вот этого здания (кстати, коробка  за ним - это Казтелеком , где есть выход в интернет - это если жалко тратиться на роуминг):

Это здание бывшей Русско-Киргизской школы (1881 год), ныне занятое краеведческим музеем. Сам музей весьма скудный, но потрясающе оформленный. О нем как выражении казахстанской идеологии, я напишу отдельно. А сразу за Русско-Киргизской школой начинается главная в Уральске площадь Абая:

Абай (Ибрагим) Кунанбаев - это уже не борец за независимость, а великий казахский поэт, одна из главных фигур казахской культуры, в том числе один из первых идеологов казахской европеизации (причем Россия для казахов тогда была ближней Европой , а не анти-Европой). О нем лучше прочесть в Википедии. Напротив памятника Абаю - Акимат (администрация) в здании банка 1881 года постройки:

К которому примыкает красивый ряд старинных домов. Да и вся площадь - самое ухоженное место в Уральске:

Здесь же стоят два театра: постмодернический Казахский драмтеатр (достроен уже в наше время) непосредственно на площади Абая:

И спрятавшийся за административным зданием Русский драмтеатр имени Островского - старейший в Казахстане (1851 год):

Хотя само здание - 1930-х годов:

Фасадом театр выходит на улицу Дины Нурпеисовой, о которой в другой раз. Мы же пока продолжаем идти по проспекту, и за площадью Абая дореволюционная застройка делается почти непрерывной:

Обычный, казалось бы, уездный город. Но хорошее состояние зданий говорит о том, какая это в Казахстане редкость, а их яркие цвета и проложенные вдоль тротуаров арыки - о том, что это Азия.

Дом купца Карева - самое большое дореволюционное здание Уральска (1901-1903), ныне Филармония:

Идем дальше по проспекту Достык, любуясь азиатской раскраской русских уездных домов:

Не забываем смотреть в переулки, где тоже попадаются свои интересности:

Вроде пожарного депо с деревянной башенкой:

В средней части проспекта рядом расположены два очень интересных здания. Первое - это бывший Дом Атамана, построенный в 1825 году для наказных  (то есть назначаемых из столицы) атаманов Уральского казачьего войска:

Одно из самых красивых и старых зданий тянется на целый квартал, половину его занимает госпиталь, а половину - музей Пушкина, который был здесь, собирая сведения для Капитанской Дочки .

Да и бывали здесь помимо Пушкина Жуковский, Даль, Толстой, императоры (тогда еще цесаревичи) Александр Второй и Николай Второй. И в целом архитектура и родословная у Атаманского дворца в Уральске немногим хуже, чем у его  аналогов  в Старочеркасске и Новочеркасске.

Хотя в мятежном Уральском войске наказным атаманом быть было очень опасно - яицкие казаки бунтовали регулярно, и с наказными атаманами зачастую расправлялись первыми. Уральск, пусть и самый исторически русский город Казахстана, всегда был и самым непокорным.

Чуть дальше - Войсковое правление (1830-е годы), ныне занятое библиотекой:

Но о казачестве подробнее напишу позже - в посте, посвященном Яицкому городку, ныне известному как район Курени. Поэтому продолжаем путь по проспекту:

Чтобы вскоре выйти к комплексу зданий Западно-Казахстанского университета, растянувшемуся на несколько кварталов.

Главное здание постройки 1930-х годов:

И студенты: уже в наполовину русском Уральске понимаешь, что казахи - это совсем не то, что можно увидеть в Московском метро или на оренбургских и астраханских базарах:

Памятник напротив университета:

И особняк купца Ванюшина начала ХХ века. А улица ведет в местную Татарскую слободу:

Дома вдоль Достыка, половина которых занята корпусами университета:

У пересечения с проспектом Пугачева видишь вдали золотые главки Михайло-Архангельского собора - начинается район Курени у слияния Яика и Чагана - преемник  вольного Яицкого городка.

Современный Уральск имеет форму неправильного треугольника между реками Урал и Чаган, и в месте их слияния на юге находится район Курени. Это сердце Уральска - бывший Яицкий городок, основанный беглыми казаками еще в 1584 году. Курени разительно непохожи на остальную часть города, и я всопринимаю их как нечто обособленное. Ведь Курени - это почти то же самое, что Старочеркасск и остров Хортица, место пусть и менее красивое, но не менее культовое.

Здесь сохранился Михаило-Архангельский собор 1750 года постройки, подлинная изба Пугачева, и просто рядовая застройка казачьего поселения. Курени - это главная достопримечательность Уральска, да и, наверное, всего Западного Казахстана.

Предыдущую часть мы закончили, выйдя по проспекту Достык к проспекту Пугачева. Здесь можно ненадолго повернуть, прежде чем заходить в Курени, и посмотреть мемориал Победы, к которому идти 5 минут. Тем более что проспект Пугачева - это и так граница Куреней, и характерная застройка начинается уже вдоль него:

Сам мемориал Победы тут грандиозен, и опять же - никакого переписывания истории:

Масштабы мемориала в городе, куда не дошла война - наверное, отголосок военного прошлого яицких казаков. Кроме того, во всем Уральске парк победы показался мне самым приятным и спокойным местом. Вот на этой лавочке я отдыхал и завтракал, преждем чем входить в Курени:

Но отдохнули - и хватит! Путь лежит вглубь бывшего Яицкого городка, по проспекту Достык (здесь находится его начало), к Михаило-Архангельскому собору:

Типичные дома Куреней - но не курени:

Едва ли не единственное крупное здание в Куренях:

В Куренях сразу бросается в глаза русскость - если в основном Уральске визуально казахи абсолютно преобладают (русских в Уральске 30% населения), то в Куренях все же чаще видишь славянские лица. И вполне возможно, что в Уральске этот район считается гетто - но мне тут было намного спокойнее и комфортнее.

В центре Куреней возвышается Михаило-Архангельский собор:

Он был построен в 1741-51 годах, и является старейшей христианской церковью Казахстана. Среди казачьих соборов разных войск он второй по возрасту - после Воскресенского Войскового собора в Старочеркасске. И для Яика он несет тот же самый смысл, что и Воскресенский собор для Дона.

Архитектура Старого собора (так его еще называют по аналогии с утраченным Новым собором) очень необычна. Построенный в середине 18 века, тяготеет он к постройкам начала 17, а то и 16 века. Это будто какая-то другая, не совсем русская архитектура. В соборе хорошо сохранилось внутреннее убранство, и в том числе совершенно необычного вида иконы.

Массивный и тяжеловесный, он немного похож на бункер. Но и не мог выглядеть иначе собор, построенный русскими поселенцами в Великой Степи.

Но не все так просто. Яицкие казаки, как и донские и запорожские, были еще первородными , ВОЛЬНЫМИ казаками - беглые люди, которые уходили в Степь от боярского гнёта. Однако условия, в которых жили яицкие казаки, были другими: с одной стороны - Великая Степь, кочевники, бесконечная война. С другой - Волга, по которой постоянно шли торговые караваны. А Россия, равно как и любое другое оседлое государство - слишком далеко, чтобы с ней считаться. Яицкие казаки жили набегами, кочевали в степях, и пожалуй, самое точное опеределение того, кем они были - пираты.

Петропавловская церковь середины 18 века, сожженная еще в 1776 году по приказу Екатерины Второй в ходе ликвидации Яицкого городка, позднее восстановленная, но разрушенная окончательно в 1930-е годы:

Яицкий городок и Уральск - это не одно и то же. Я бы сказал, что соотносятся они примерно как Старочеркасск и Новочеркасск. Только здесь весь процесс был насильственным. В Уральске я уже показывал Дом Атамана и Войсковое правление, а кроме того, там стоял Александро-Невский (или Новый) собор, построенный в 1850 году и разрушенный при советах:

Но если запорожцев Екатерина Вторая смогла приручить после расправы, то яицкие казаки так и остались непокорными и были не столько стражами границ и участниками военных походов, сколько постоянным источником сепаратизма. По мере того, как Россия поглощала земли Великой Степи, у яицких казаков оставалось все меньше возможностей для вольной жизни. Вскоре начались восстания: Пугачевщина (1773-75), после которой Яик был переименован в Урал, была самым крупным из яицких восстаний, но бунтовапи казаки еще не раз: в 1804, 1825, 1837 и 1874 годах. В некоторых восстания они воевали бок о бок с казахами (уже знакомый нам Сарым-Батыр - соратник Пугачева, и Махамбет и Исатай, воевавшие в 1837 году - их мы встретим в Атырау), но чаще - сами по себе. Парадокс - но именно русский Уральск был главным центром сепаратизма в Казахстане!

Я бы объяснил это так: яицкие казаки в 17-18 веках были попросту поглощены Степью, ассимилированы ей. Жизнь в Великой Степи, вдали от России, привела к тому, что яицкие казаки сделались частью уже не российской, а степной цивилизации:

Парадокс, но в Уральске и Атырау русские действительно не воспринимаются как свои . Есть стойкое ощущение, что потомки яицких казаков гораздо ближе к казахам, чем к русским России. А кроме того, существует еще и аральские казаки - несколько поселений в Каракалпакии и Кызылординской области Казахстана, где компактно проживают общины казаков-старообрядцев, сохранивших многие черты яицких казаков.

Но вернемся в настоящее. От Михайло-Архангельского собора 5 минут пешком до Пугачевской избы:

Мощный казачий курень издалека выделяется среди окружающей застройки разве что своим состоянием. Это дом не самого Пугачева, а его невесты Устьньи Кузнецовой, казненной вместе с ним. Дом Пугачева стоял по соседству. К началу ХХ века оба куреня обветшали и практически сгнили, и дом Пугачева до наших дней не дошел. А вот дом Кузнецовой был отреставрирован в советское время и превращен в музей:

Видна разница аутентичных и новых бревен. Изба действует как музей, и ее интерьеры полностью воссозданы:

Задний двор:

Сарай, построенный из ивовых прутьев, обмазанных толстым слоем глины - таких сараев тут по-прежнему множество:

На телеге - традиционная лодка-бударка, маневренная и плоскодонная, что идеально для узкого и мелкого Яика. Таких лодок было очень много и на Каме под Пермью, где у меня была раньше дача.

Интересно, что сотрудники музея, почти все - казашки. Хотя население Куреней, как уже говорилось, преимущественно русское. Вообще, есть ощущение, что русские в Казахстане маргинализуются, не без помощи сверху - но это отдельная тема, которую я оставлю на потом. Во внешности, поведении и манере разговора здешних русских (конечно же, не всех!) очень много разбойничьего, пиратского. Больше, чем в России.

Здесь же, в музее, я встретил двух очаровательных девушек из Самары, которые приехали в Уральск на посмотреть. Это явление, видимо, здесь очень нечастое - человек с фотоаппаратом вызывает у населения примерно такое же удивление, негодование и испуг, как человек с пистолетом.

Изба Пуггачева, вид из переулках - она не смотрится в застройке Куреней чем-то исключительным:

А вот - почти такой же курень еще в нескольких сотнях метров дальше, к тому же обмазанный глиной. Изб, подобных пугачевской, все еще очень много:

В самом конце проспект Достык упирается в дамбу у берега Яика. Вот так выглядят Курени с дамбы:

А за дамбой - и сам Яик. Здесь, в Казахстане, он так называется официально - ведь в казахском языке переименования не происходило, он так и остался рекой Жайк. Впрочем, и в русском варианте обратного переименования тоже не было: Урал и Яик тут равноценны.

И все же эту реку я могу называть здесь только Яиком:

Узкий, мелкий, душный, Яик по размерам не сильно крупнее Яузы. Кажется, его можно без труда перейти вброд. Вода Яика мутная и довольно вонючая, а от испарений у его берегов душно, как в Москве.

И все же Яик - Великая Река. Это просто чувствуется.

Я долго ходил по пустынному берегу, собирал раковины беззубок, любовался водой и поваленными дерьвьями (само название Яик означает Расширяющийся и указывает очень сильные половодья). Неподалеку отсюда в Яик впадает река Чаган, а пойменные леса тянутся зеленой лентой до самого Каспийского моря. И очень неслучайно избу за рекой украшал пиратский флаг:

В заключительной части - о прочих районах старого Уральска.

В районе площади Абая к проспекту Достык слева подходит улица Дины Нурпеисовой - кюйши (то есть автор кюев - песен для казахского народного инструмента домбры), ученицы Курмангазы Сагырбаева (тоже кюйши, один из самых значительных деятелей казахской культуры). В Уральске улица Нурпеисовой выполняет функции арбата:

Правда, чистой пешеходкой  улица не является - по ее краям есть автомобильное движение, но здесь троутары и проезжая часть как бы меняются местами. Сама по себе улица не очень интересна, с российскими пешеходками  не сравнить, но из украшений примечательна гипсовыми скульптурами сюрреалистического вида - я их фотографировать поленился, но очень неплохая подборка есть вот в этом фотоотчете. Да и вообще рекомендую посмотреть: Уральск глазами человека Алма-Аты, до которой отсюда, между прочим, больше двух суток на поезде с двукратным прохождением границы в районе Соль-Илецка.

Дома вдоль улицы:

Простенький новодельчик. В Уральске нет и подобия того буйства современной архитектуры, которой славится Казахстан наших дней. Однако уже в Атырау все иначе.

И одна из характерных черт - арыки, то есть попросту сточные канавы вдоль улиц. В Атырау я их, почему-то, не помню, а вот в Уральске арыки тянутся вдоль любой сколько-нибудь значительной улицы. Однако именно арыки могут основательно подпортить впечатление о городе - запах.

Увы, при всех своих красотах Уральск у меня плотно ассоциируется с азиатским запахом перемешанных и неприкрытых стоков. В районах частного сектора этот запах порой бывает невыносим (не везде, конечно - только на некоторых улицах), а как фон сопровождает во всем Старом городе - во многом именно из-за арыков.

По улице Нурпеисовой я вышел прямиком к гостинице Урал  ( Орал по-казахски), расположенной в симпатичном сталинском доме, покрашенном, по азиатской моде, в зеленый цвет:

Одноместный номер без удобств там оказался довольно дешев (где-то около 600 русских рублей), но условия были весьма посредственны - особенно туалет на этаже с засорившимся унитазом. Расположена гостиница рядом с городским базаром, который простирается отсюда на несколько кварталов.

От гостиницы хорошо видна так называемая Старая мечеть (1897 год) - одна из трех мечетей Уральска.

Насколько я понимаю, это казахская мечеть, потому что имеющаяся в городе татарская мечеть еще старше.

Районы между базаром и проспектом Достык. Вот так они выглядят ближе к базару:

Так - ближе к Проспекту:

А так - на примерно равном расстоянии от базара и проспекта:

Уральск - город по-азиатски контрастный. Многие переулки даже лишены асфальта. И все улицы очень узкие, от чего в районе базара постоянно пробки. Кстати, на большинстве улиц старого Уральска одностороннее движение - но это помогает очень слабо.

Переместимся ближе к Куреням. В районе Университета, прямо напротив фасада главного корпуса направо от проспекта Достык уходит улица Некрасова - мимо знакомого нам по первой части памятника красноармейцу и кирпичного особняка. По этой улице стоит пройти, так как ведет она в Татарскую слободу.

Татарская слобода Уральска - одна из самых хорошо сохранившихся татарских слобод в бывшем СССР. Во-первых, она почти полностью каменная. Во-вторых, она почти отрезана от Проспекта - многие улицы просто упираются в квартал, и сюда есть всего несколько входов. В-третьих, татарский кварталы Уральска разительно отличаются от казахских, казацких и русских: добротные каменные дома, арки, укромные дворики, белый цвет и относительная чистота.

Здесь нет арыков, поэтому и запах в татарской слободе чувствуется намного слабее. Да и просто есть ощущение, что воздух тут чище:

Посреди слободы находится Красная мечеть (1871) - старейшая в Уральске, чистейший, эталонный образец татарской культовой архитектуры:

Между Татарской слободой и берегом Чагана расположен глуховатый парк, куда я не стал ходить. Но этот парк (его видно на вводном кадре) - место очень важное: это бывшая Ханская роща. Ведь еще до прихода яицких казаков тут был крупный татарский город, и в Ханской роще находилась летняя резиденция ханов Ногайской Орды. Там же проходили церемонии коронации ногайских ханов. И в целом татары в истории Уральска всегда играли значительно большую роль, чем казахи.

Татарская слобода - вообще один из самых приятных районов Уральска.

Нагулявшись по городу, я отдохнул немного в гостинице, а потом поехал на автовокзал. Никогда еще я не видел, чтобы автовокзал был НАСТОЛЬКО далеко от центра - около получаса пути на автобусе от базара! Впрочем, поездка к автовокзалу - это хороший способ осмотреть спальные районы Уральска, железную дорогу, депо с тепловозом-памятником и многое другое. Впрочем, про автовокзал (точнее, про способ попасть из Уральска в Атырау, которые разделяет 500 километров) - в отдельном посте.

Пока же - о Новой мечети на Евразийском проспекте (в 2 километрах левее проспекта Достык, если идти от вокзала).

Новая мечеть была построена несколько лет назад, и это характерный образец культовой архитектуры независимого Казахстана. Мечетей тут строят немного - но интересно. Меня в Новой мечети особенно сильно удивил стеклянный купол - ведь идея абсолютно очевидная, почему ее так редко воплощают в храмостроении?

Мечеть была открыта, но пуста. На полу сидел молодой казах и вслух читал коран. Меня он встретил миролюбиво, признав во мне путешественника, и сказал, куда пойти, чтобы увидеть зал мечети. Во дворе же меня встретил местный имам (или мулла?), поздоровался за руку и радостно спросил:

-Салям алейкум, батюшка! Как дела твои, коллега?

Я, конечно, не батюшка, но к тому, что меня везде за такового принимают, уже привык. Но если в России православная внешность неоднократно помогала мне избежать беды, то в Казахстане лишь создавала неудобства - имам довольно быстро ушел, а меня потом еще полчаса двое молодых казахов убеждали, что надо принять Ислам, и вообще, зачем Христос, когда есть Мухаммед?

Недалеко от мечети сфотографировал вот эту развалюху - чрезвычайно характерный казахский деревянный дом:

Районы вокруг Новой мечети - видимо, бывший частный сектор, поглощенный городом в советское время.

Между тем, в Уральске поразительно то, что на город с 250-тысячным населением, 70% которого составляют мусульмане (казахи, татары, башкиры) приходится всего 3 мечети! Для сравнения: в Астрахани и Оренбурге по 5 мечетей, в Уфе - около десятка, в Казани - 20-30.  Сельских же мечетей в Западном Казахстане замечено не было. Казахи производят впечатление одного из самых атеистических народов мира, а уж среди мусульманских народов - наверное, абсолютно наименее верующие.

И еще Казахстан - это не Ближний Восток. По своей атмосфере он не имеет ничего общего с Египтом и почти ничего - с Турцией.

Более близкими к Казахстану мне кажутся Китай и Корея - но там я не был. Ни малейшего намека на шариат, и вера в иностранные инвестиции тут намного крепче, чем в Аллаха. Даже в быту: если видишь в Уральске девушку в юбке - то почти наверняка она русская. Вот пара фотозарисовок с казашками:

Источники: http://orybe.com/about/kazakhstan/uralsk/, http://uralsk.ucoz.ru/index/0-5, http://b2b.ivest.kz/companyCity/info/city/118, http://venividi.ru/node/11814

Категория: Обо всём | Добавил: uralsk-34791 (02.09.2015)
Просмотров: 4327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar